http://www.fort21.ru/cont/content.php?id=774

Гидролокатор бокового обзора SportScan

Описание в PDF формате (1070 КБ)

Гидролокатор бокового обзора SportScan

ГБО SportScan

ГБО SportScan представляет собой современный цифровой гидролокатор, выгодно отличающийся от аналогичного оборудования, представленного на российском рынке, по совокупности таких характеристик, как:

Подробные технические характеристики локатора приведены в таблице Технические характеристики ГБО SportScan.

Отсутствие отдельного внешнего электронного блока и управление работой локатора непосредственно с портативного компьютера уменьшают вероятность выхода из строя элементов системы и упрощают ее использование. Невысокие требования к минимальной необходимой конфигурации компьютера позволяют использовать практически любой современный ноутбук или стационарный компьютер.

Конструкция корпуса ГБО SportScan позволяет использовать его и в буксируемом варианте, и с жестким креплением на штанге (при работе на мелководных водоемах).

В комплект поставки (Комплектация ГБО SportScan) включено все, необходимое для работы с плавсредств любого размера. Для работы с моторной лодки или с небольшого катера достаточно комплекта, входящего в Стандарный комплект поставки. Для работы с более крупного судна при жестком креплении ГБО SportScan на штанге или при буксировке рекомендуется использовать дополнительные принадлежности: силовое крепление и кабель-трос длиной 60 м (Дополнительные принадлежности ГБО SportScan)

Комплектация ГБО SportScan

Стандарный комплект поставки

Дополнительные принадлежности ГБО SportScan

Использование ГБО SportScan в буксируемом режиме (НИС «Академик Коптюг», оз. Байкал).

Использование ГБО SportScan при работе с надувной моторной лодки с жестким днищем в варианте жесткого крепления на штанге. На второй штанге закреплены датчик эхолота и антенна GPS-приемника. При работе ГБО SportScan и датчик эхолота опускаются на глубину 20-30 см от поверхности воды.

Силовое крепление ГБО SportScan

Надежность работы локатора проверена на нашем собственном опыте. Наши специалисты использовали его при выполнении работ в непрерывном режиме на протяжении более 60 часов. Температура наружного воздуха, при которой использовался ГБО изменялась от -5ºС (Москва-река, декабрь) до +45ºС (р.Дон, июль).

Очень удобным является использование в качестве источника питания стандартной аккумуляторной батареи напряжением 12В, как правило, к ней же через блок питания подключается и портативный компьютер. При наличии подходящей навигационной программы (например, AquaScan) возможно использование одного компьютера для одновременной работы с ГБО и реализации функций судовождения и навигации.

Рабочие частоты ГБО SportScan (низкая 330 кГц, высокая 800 кГц) достаточно высоки по сравнению с частотами наиболее распространенных отечественных локаторов. Работа низкой частоте ГБО (330 кГц) позволяет при достаточно широкой полосе обзора (до 120 м) отчетливо обнаруживать на дне объекты размером от 0.5 м. Работа на высокой частоте (800 кГц, максимальное разрешение по дальности 3 мм) требует более высокой квалификации оператора, но при этом позволяет фиксировать гораздо более мелкие объекты и получать более детальные изображения крупных объектов. Возможна поставка ГБО в двух вариантах: одночастотный (330 кГц) и двухчастотный (низкая 330 кГц, высокая 800 кГц).

Программное обеспечение работы локатора принимает данные с навигационных приемников в формате NMEA 0183 (возможно использование строк GLL, GGA, VTG, RMC). Весьма существенным достоинством совокупности аппаратных решений, использованных в данном локаторе и возможностей программного обеспечения обработки сигнала, является автоматическая регулировка сигнала во всей ширине полосы обзора, позволяющая получить качественное изображение на равномерно сером фоне в широкой полосе. Для пользователей, работавших с ГБО более ранних лет создания, особенно с отечественными ГБО, эта проблема давно знакома. Более подробно возможности программного обеспечения работы локатора описаны в пункте Программное обеспечение работы ГБО SportScan.

Достаточно удобной является конфигурация корпуса локатора, которая позволяет использовать его в варианте жесткого крепления на штанге (при этом вес погружаемого модуля на воздухе составляет всего 4.5 кг) и в буксируемом варианте (при этом необходимое количество грузов крепится на специальной пластине внутри корпуса). Не смотря на отсутствие стабилизирующих плоскостей, в буксируемом варианте локатор движется стабильно и устойчиво при правильной установке грузов и креплении кабель-троса. Кстати, кабель-трос длиной 25 м входит в состав стандартной комплектации локатора. При необходимости локатор может быть дополнительно укомплектован кабель-тросом длиной 60 м. При его использовании необходимо помнить, что максимальная глубина погружения локатора не должна превышать 30 м. Наши специалисты имеют опыт эксплуатации локатора во всех упоминаемых выше конфигурациях и могут поделиться с пользователями множеством полезных нюансов.

При поставке локатора проводится обучение пользователей с выездом на водоем и обработкой полученных данных.

Гарантия на поставляемое оборудование - 12 месяцев. В течение этого срока оперативно производится замена вышедших из строя модулей, хотя до настоящего момента ни у кого из пользователей не возникало необходимости гарантийного ремонта.

Технические характеристики ГБО SportScan

Технические характеристики Значения
Частота, кГц Одночастотный – 330
Двухчастотный 330/800
Излучатели По одному на каждый борт, установлены под углом 20º к горизонту
Ширина диаграммы направленности 330 кГц – 1.8º х 60º 800 кГц – 0.7º х 30º
Разрешение по дальности При работе на оба борта – ширина полосы/250
При работе на один борт – ширина полосы/500. Мах – 0.03 м
Ширина полосы обзора, м 15, 30, 60, 90, 120
Максимальная глубина погружения, м 30
Максимальная длина кабеля, м 60
Обмен данными RS-232, скорость 115.2 кб/с
Напряжение питания, В постоянный ток, 10-16 В, мах 300 мА
Габаритные размеры, мм Диаметр 114, длина 833
Вес, не включая балласт, кг На воздухе 4.5
В воде 1.2
Балласт Стандартные водолазные грузы
Минимальные требования к компьютеру 100 MHz Pentium
16 MB RAM
1 GB Hard Disk
800 x 600 x 256 color graphics
Операционная система Windows™ 95, 98, Me, NT®, 2000®, XP®
Входной формат данных GPS NMEA 0183 (4800, N, 8, 1) GLL, GGA, VTG, RMC

Таблица для определения реальной ширины полосы обзора ГБО при разных глубинах и вариантах крепления.

Глубина
под
судном
Заглубление ГБО
(от поверхности)
Наклонная
дальность
(Range)
Ширина
полосы
обзора
(реальная)
Примечание
10 0 15 11 На штанге
10 0 30 28 На штанге
10 0 60 59 На штанге
10 0 90 89 На штанге
10 0 120 120 На штанге
20 0 30 22 На штанге
20 0 60 57 На штанге
20 0 90 88 На штанге
20 0 120 118 На штанге
50 0 60 33 На штанге
50 0 90 75 На штанге
50 0 120 109 На штанге
75 0 90 50 На штанге
75 0 120 94 На штанге
100 0 120 66 На штанге
50 30 60 57 Буксировка
50 30 90 88 Буксировка
50 30 120 118 Буксировка
75 30 90 78 Буксировка
75 30 120 111 Буксировка
100 30 120 97 Буксировка
120 30 120 79 Буксировка
140 30 120 48 Буксировка

Программное обеспечение работы ГБО SportScan

Рабочий экран программы

Управляющая программа SportScan

Программный модуль для определения координат объектов (GBO-Click)

Программный модуль Gbo-Click предназначен для расширения функциональных возможностей съёмочной программы Win881ss гидролокатора SportScan.

Программный модуль обеспечивает оцифровку гидроакустических контактов как во время съёмки (в реальном времени), так и при просмотре ранее записанных файлов (в пост-обработке) и в части определения координат объектов. Может в какой-то степени служить простой и эффективной заменой дорогих и сложных программ гидроакустической съёмки.

Программный модуль Gbo-Click может работать как самостоятельно, так и в режиме интеграции с программой AquaScan.

Главная функция Gbo-Click – определение координат объектов, зафиксированных на экране ГБО SportScan с учетом удаления объекта по траектории и влево-вправо по борту с учетом взаимного расположения ГБО и антенны навигационного приемника. Координаты объектов сохраняются в файле и, при совместной работе с программой aquaScan, могут быть сразу экспортированы в карту в виде отметок.

Каталог гидроакустических изображений ГБО SportScan

(Нажмите на картинку для увеличения.)

Затопленная а/м ЗИЛ (оз. Байкал)
(высокая частота, ширина полосы обзора 30 м, глубина 4-15 м, скорость движения 4.3 узла).
Затопленная лодка (оз. Байкал)
(низкая частота, ширина полосы обзора 120 м, глубина 18 м, скорость движения 3.7 узла).
Затопленная лодка (оз. Байкал)
(низкая частота, ширина полосы обзора 60 м, глубина 18 м, скорость движения 2.1 узла).
Техногенные объекты по правому борту.
(высокая частота, ширина полосы обзора 30 м, глубина 5-6 м).
Затонувший паром «Эстония».
(низкая частота, ширина полосы обзора 30 м, глубина 6-8 м).
Затонувший паром «Эстония».
(высокая частота, ширина полосы обзора 15 м, глубина 6-8 м).
Затопленое дерево, справа от дерева - автомобильная покрышка.
Техногенные объекты в акватории стоянки судов. В центре по правому борту - обрезок трубы Д-720 мм, вертикальная металлическая труба Д-50 мм с поперечной планкой. По левому борту - автомобильная покрышка.